Толкование на хадис Мусы о страданиях Иова
28 Ноя 2021 No Comments
рубрика: Публицистика Все произведения: Элиас Отис
В соавторстве с нейросетью Порфирьевич (https://porfirevich.ru)
«Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно: мы воистину являемся дыханием Бога, распространяемым по Вселенной со скоростью света». Это не фраза из какого-то учебника, это послание, созданное тысячелетиями великих мусульманских мистиков. Например, хадис Мусы, жившего примерно в VII веке. Этот хадис гласит, что сонм ангелов — вестников Аллаха — постоянно видит этот свет в своих сердцах. Они уверены, что к ним приходят вести, которые им посылает Господь. Люди, которые верят в этот хадис, делят свет на множество видов. Поскольку хадис достоверен, то должны существовать свидетельства, доказывающие, что его автор действительно видел этот свет. Однако на самом деле таких свидетельств нет, так же как не существует прямой связи между содержанием священных текстов и светом. Единственное свидетельство, которое мы имеем, говорит о том, что свет, излучаемый хадисом, действительно виден ангелам, находящимся в Шехине. Кроме того, о нём возвещали просветлённые пророки. Однако ангелам, последователям Пророка, оставалось лишь запечатлеть свет на своих сердцах. И если его рассмотреть, то в нём можно увидеть мир Аллаха.
Если отвлечься от света и замкнуться на обыкновенных вещах, которые у нас под ногами, свет кажется не просто чем-то неподвижным — он становится чем-то совершенно неописуемым и не имеющим смысла, что превращает его в ничто. Но если посмотреть на него с точки зрения ангелов, населяющих Шехину, он исчезает, и перестаёшь понимать, что же он такое вообще. В этом и заключается тайна хадиса. Этот хадис относится к кругу Священного Корана. Если не принимать во внимание того, что он относится к разряду «назидательных», он полон серьёзных расхождений с остальной мусульманской традицией. Он основан на ложном толковании Книги Иова. Основное внимание там уделяется страданиям Иова, вынесенным им из своих испытаний, и как раз это отражает ложность всей концепции хадиса.
Что такое страдание Иова? Какова его природа? Согласно Книге Иова, страдание Аллаха — это самый его жар, свет и все аспекты его существования. О чём свидетельствует голос его страдальца? Все его страдания, все его муки и так далее — не более чем боль. И самое главное — ведь именно боль определяет, действительно ли существует то, что подвергается страданию, или же оно является иллюзией. О чём свидетельствует голос его страдальца? Бытие Аллаха действительно безгранично и бесконечно. Оно и есть подлинное страдание, которое испытывает Иов. Во всяком случае, так это понимает Книга Иова. Следовательно, страдание Иова — это такая форма страдания, когда перестаёт существовать всё, что существует. И невозможно утверждать, что Аллаху больно. Ибо когда то, что страдает, действительно существует, страдание Аллаха становится подлинным. Как только исчезнет его подлинная природа, прекратится и страдание Иова. Другими словами, страданием является не что иное, как тем, что вы испытываете в данный момент. А эта боль, страдания Иова и так далее — просто эквивалентные составляющие того, что за ними стоит.
Вы можете строить умозрительные конструкции, но все они будут просто словами. Все попытки понять переживания Иова сводятся лишь к тому, что кто-то присваивает себе право думать за других. Если ваш ум действительно способен «мыслить», вы по-прежнему будете страдать. В это дело вступает только Бог. Аллах по своей природе не страдает и не испытывает боли. Поскольку нет никакой разницы, откуда приходят страдание и боль. Если они и есть, их источник — в человеке, а человек не страдает. Он пребывает в состоянии вечного блаженства. Поэтому страдание, проистекающее от идеи «кто-то говорит», а потом от «страданий»,— просто когнитивное искажение. Аллах ничем не страдает. Вся его боль — это Он Сам. Если вы думаете, что обладаете какой-то особой властью, думайте так, чтобы не страдать. Иначе все ваши построения и теории бессмысленны.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.