Особенности интерпретации легенды о Жемчужине в новеллах Сен-Жермена из цикла «Иштар»
25 Ноя 2021 No Comments
рубрика: Публицистика Все произведения: Элиас Отис
В соавторстве с нейросетью Порфирьевич (https://porfirevich.ru)
Впервые Бог из своей возлюбленной сущности сотворил одну Белую Жемчужину и одну Голубую сотворил, назвал её Анфаром, и эту Жемчужину поместил на спину голубки, и сорок тысяч лет Жемчужина оставалась на ней. И всё это время за ней следили эти сорок два бога, а на сорок первой они удалили её и назвали Анаит, что означает Великая Жемчужина. Но на сорок четвёртой Жемчужине оказалось отверстие, сквозь которое проник Анубис. Тогда Великий Прародитель Анидат излил на Анаит свою мудрость и провёл линию, по которой Анубис разрушил всё сотворённое им. После этого мир не существовал более… Анубис же приказал Анату отправиться на север и построить там башню. Анубис же дал Анату Красную Жемчужину, чтобы никогда не прикасался он к Белой. Анубис же послал в мир Зеркало Смерти, чтобы уничтожить последнюю надежду на божественное. Так началась война между Анубисом и зеркалами. Анубис убил все сорок два зеркала и завладел Белой Жемчужиной. И вместе с нею исчезли сорок два зеркала, которые создал Анубис, оставив вместо них одни тени. Анубис же, соединившись с этой тенью, убил Зеркало Смерти. После этого Анубис создал Асирату, чтобы та уничтожила последние зеркала. Но Анату не подчинился ему. И тогда Анубис сказал своему брату: «Брат мой Анату, ты был велик и мудр, но в этом мире не осталось для тебя места. Ты не в силах остановить меня. Поэтому ты оставайся здесь и храни теперь мир, в котором обитают зеркала». Анату поклонился и закрыл глаза. Анубис же спустился в Аид и убил своё отражение. А затем снова сошёл в мир людей, сказав: «Теперь я должен покинуть мир. Но я вернусь, чтобы отомстить». И это действительно случилось. Увидев своё отражение, Анату решил умереть и попытался было это сделать. Но Анубис сразил его, разорвал на части и разбросал по Аиду…
Трудно сказать, к какой интерпретации восходит эта история. Так или иначе, в основе трагедии Гермеса лежит она — повесть о судьбе божества, пойманного в ловушку, отражённого в зеркале и унесённого туда, где его ждал страшный конец. Гермес, по всей видимости, не писал самого романа, а просто излагал историю своего учителя. Существовала даже отдельная версия книги, где речь шла о гибели Эмпедокла (по другой версии — трагедии Аристофана). Источником этих версий послужила пьеса, написанная Марком Аврелием Сереном, который якобы сам сочинил пьесу по «Метаморфозам» Овидия. Эти вымыслы часто используют теологи. Но трудно сказать, насколько они точны. В любом случае, легенда была известна довольно широко. Овидий, также имевший отношение к этой теме, не стал её автором. Но известно, что римский император Септимий Север дал постановку своей пьесы в Народном доме в Риме, где в то время проходили празднества в честь римского бога Реи Сильвана. Сен-Жермен был на этих празднествах, и ему рассказали о другой версии. Сен-Жермен, очевидно, не был уверен в достоверности и точности своих источников. Но, пытаясь таким образом объяснить свою философию, он не изменил своего стиля. В остальном его сочинения неизвестны, а идеи в них отсутствуют.
Как и следовало ожидать, то, что узнали о Сен-Жермене его поклонники, вскоре приобрело форму мифа. Последние романы Сен-Жермена, которые выходят на русском языке, — «Максим Каммерер» и «Солярис». В каждом из них Сен-Жермен излагает свою мысль с помощью какого-то фантастического приёма, который впоследствии становится главным секретом его философии. В цикле «Магелланово облако» он даже материализуется, открывая свои секреты пилоту космического корабля (Ч. Олдисс и др.). Сен-Жермен невидим, он словно бы восстаёт из небытия и заставляет своих последователей поверить, что является автором, а не героем книг, которые они читают. Произведения Сен-Жермена переведены на русский язык, и наиболее яркий пример их использования — перевод «Иштар». Это цикл из одиннадцати новелл, в которых Сен-Жермен обрушивается на человечество. «Иштар» — это, с одной стороны, философский трактат, в котором Сен-Жермен обсуждает свою философию, а с другой — прекрасное любовное письмо, ставшее для Сен-Жермена объектом религиозного поклонения. К тому же, «Иштар» — это и что-то вроде шпаргалки для самих романистов. Вот первая новелла «Аида». Когда Калибан убивает своих детей, а убийца Икс превращается в лебедя, Калибан спрашивает себя: почему я поступил именно так? А затем идёт письмо Калибана Икс, в котором он заявляет, что сделал это «по подсказке» Сен-Жермена: «Должен же я был оправдать ваше доверие!» («Тема послания»).
Такое заблуждение Калибана — одна из тех ошибок, которую себе делают многие романисты, а также философы. Некоторые писатели идут дальше: они полагают, что истина заключается в том, что герой пишет книгу, а мы — читатели — следим за движением его пера по бумаге, затаив дыхание. Но «Иштар» — это не просто книга о человеке, не просто роман о мире. Сен-Жермен задаёт немало вопросов и самому себе. С чего он вдруг взял, что люди должны знать о его истинных целях? Что он собирается сказать им, обращаясь к ним посредством своего «шифра»? На это есть только один ответ: он действительно не собирался открывать своего «шифра», но это было уже решено. Так что довольно об этом. Пожалуйста, прочтите только первый раздел книги — главы с 10-й по 12-ю.
Это, конечно, только предварительные соображения — не надо забывать о главном. Сюжет в основном строится на «Иштар». Он складывается из ряда встреч Калибана и других людей. Они происходят как бы случайно — например, в кафе или на улице, по пути в театр или в библиотеку. Важно, что сам Калибан в жизни практически никогда не попадает в такие ситуации. В романах всё иначе. В «Иштар» Калибан не так уж часто появляется на страницах. Но он присутствует там постоянно, и на его судьбы, идеи и поступки часто оказывается значительное влияние со стороны.
Так же, как и люди, Калибан существует во множестве времён и миров. Этот он сам и есть. Как ему удаётся оставаться невидимым, кроме как по чистой случайности, я не берусь сказать. Я думаю, что этого можно добиться, оставаясь неотличимым от окружающих. Каким образом? Всё очень просто. Все, кто хочет и способен видеть Калибана, должны прочесть его «Самиздат». В книге есть секрет. Я не знаю подробностей, но смысл таков: Калибан постоянно наблюдает за событиями, и поскольку он сам находится на стороне добра, его помощь очень важна. С этой целью он создаёт возможности, действия и мысли людей, которые каждый день попадают в пространство, где происходит много событий. Пока люди делают то, что делают, всё в порядке. Но если они не смогут ничего изменить, тогда ему самому придётся вмешаться. В «Самиздате» он появляется в момент сильных переживаний, поэтому если вы хотите видеть его, постарайтесь оказаться рядом с этим местом в этот момент. А потом, когда он уйдёт, вы сможете вернуться туда, откуда пришли. Возможно, он поможет вам и здесь.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.