Калигула и Сенека
29 Ноя 2021 No Comments
рубрика: Проза Все произведения: Элиас Отис
В соавторстве с нейросетью Порфирьевич (https://porfirevich.ru)
В умах смертных Урантии — а именно так называется ваш мир — существует великая путаница в отношении таких понятий как Бог, божественность и божество. В нашей вселенной также существует интеллектуальная путаница по вопросу о природе, происхождении и характере Божества, однако в сравнении с Урантией, где существуют религиозные проблемы, разница во мнениях оказывается незначительной. Люди в вашей вселенной постоянно отвергают эту истину, не в состоянии осознать её глубину, потому что их умы не развивались по этой линии эволюции. Человек, хотя и развивался в направлении религии, никогда не овладевал ни одним из аспектов божественной природы. Но зато развивался его интеллект, а он развивался по направлению к большему интеллекту.
Разница между миром урантийцев и нашим миром, где происходили те же процессы развития, заключается в том, что урантийцы совершенствовались в понимании принципов творения, а люди нашего мира — в понимании жизни и жизненных принципов. Кроме того, при беглом взгляде на вашу историю становится ясно, что у вас на Урантии более возвышенное мировоззрение, чем у нас. Поэтому, когда люди нашей вселенной рассказывают вам свою историю, между ней и вашей историей нет прямой параллели. Вполне понятно, что эти сообщения в чём-то дополняют друг друга. Всё, что можно сказать о вашей истории, связано с более высоким уровнем сознания. Здесь имеет место более тесная связь с природой вечного духа, чем на Урантии. Поэтому такое сходство гораздо убедительнее. Но точно так же, как на Урантии, в нашей истории присутствует некая двойственность. О таких историях говорят, что это история света и тени.
В ваших легендах о земной жизни как о жизни падшего духа сказано, что это история света и тьмы. Этот двойственный, дуалистический характер связан, помимо прочего, с историей материального мира. Утопия является детищем света. Насколько мне известно, дух и материя возникают как сочетание света и тьмы. Это учение господствует на Урантии уже очень давно. Свет и тьма не существуют отдельно друг от друга, но их сосуществование обусловлено различным характером света. Благодаря вашему миру эта двойственность проявляется не так явно. Что касается учения о совершенстве, то у вас есть прекрасная аллегория того, как оно связано с восходом и закатом солнца. Вы можете назвать это «арийским мировоззрением». Если говорить о философии, то одним из главных аспектов вашей истории является любовь к истине. Это было известно ещё в дни творения, но до сих пор остаётся основным языком среди народов Земли.
У вас глубоко развита христианская религиозная философия, однако то, что в вашей истории играет роль христианской метафоры, на самом деле гораздо древнее. На Урантии есть церковь, известная под названием Старых Гималайских Сестёр. Сейчас вы можете найти её только в духовном мире. Она существует уже не один десяток тысяч лет. Это величественное здание, которое построено в 1665 году монахинями из лондонской Святой Екатерины. Оно известно тем, что может разрушить камень. Из такого символа сделан этот снимок. В храме представлены образы древних традиций Урантии — берущей начало в глубокой древности. Почти все известные литературные или религиозные произведения такого рода созданы именно в Англии. Причина этому — в христианстве. Христианство повсюду считалось признанной официальной идеологией. По этой причине историки принимали в расчёт не столько литературу, сколько религию. Книги, в которых отражена христианская концепция, быстро исчезали с печатных станков, и после этого о них можно было не вспоминать. Церковь была социальным институтом, а литература — эстетическим средством. Многие произведения, оказавшие влияние на европейскую мысль, были написаны в то время, когда церковь могла с полным правом игнорировать их. В ту пору текст, особенно религиозный, не мог быть отправлен по почте, а должен был быть отпечатан и представлен на освящённую временем церемонию.
Такой книгой и была «Книга Сивилл». Эта книга — воплощение сознания древнего мира, его суровый и рациональный катехизис. Таким же был и наставник Калигулы Сенека. Они относятся к одной эпохе, но к противоположным её полюсам: Калигула является разрушителем, а Сенека — основателем. Калигула исполнен гнева и ненависти, тогда как Сенека полон сострадания и симпатии. Картины ада, которые рисует Калигула, часто мрачны, а картины рая прекрасны, и они так же естественны, как воздух и вода. Оба они мечтали жить вечно, и оба боялись смерти. Рим не был их настоящим домом. Их родина была Грецией, а Греческой империи, где они родились, уже не было. Она была уничтожена в результате действий Калигулы. Следуя заветам Сенеки, они бежали на остров Кипр. Им принадлежал загородный дом, в котором однажды утром (по старой легенде, после того, как он убил их учителя Энния) Сенека вдруг услышал голос: «Никто не знает, как ты умер, Энний. Тебя принесли домой как мёртвого; твоя гробница в целости и сохранности. Преклони колени перед богами и отведи меня в свой дом!» Это заставило Сенеку ещё больше уверовать в божественное вмешательство. С тех пор он стал поклоняться новым божествам и считал себя умершим, как Энний, и жил в доме Калигулы.
Калигула же, напротив, считал, что продолжает жить, но что от него скрыли самое важное. Когда его спросили, зачем он хочет уйти, Калигула отвечал: «Я больше не хочу этого! Зачем умирать? Если боги есть, почему они не видят меня в этот момент? Я устал от этой бедности! Теперь я хочу быть богатым, и чем раньше, тем лучше». Калигула стал императором, но на самом деле он не думал о том, как стать императором. Иногда он начинал исследовать некоторые философские вопросы, но на самом деле он не желал их даже слышать. Поэтому неудивительно, что среди окружающих его льстецов начались раздоры, и среди заговорщиков — заговор. Сенека был одним из них, и его неожиданно приговорили к смертной казни через отсечение головы. Он отказался от предложенного ему лезвия. Тогда стражники вышли и пронзили его мечами. Сенека, по некоторым сведениям, не сопротивлялся и не кричал. Я думаю, что он просто не понял, в чём дело. Его тело было отсечено, а головы рядом не было. Её обнаружили через несколько дней во рву за императорским дворцом, но по неизвестным причинам произошло ещё одно убийство, и придворные стали опасаться, что к власти придёт новый император, который захочет жить вечно.
Многие думали, что смерть Сенеки как-то связана с тем, что он достиг такого величия, что в его сознании образовалась пустота. Даже в те времена не стоило бояться смерти — она приходила, когда становилась неизбежной. Но почему он отказался от бритвы, которая была до этого верой и надеждой? Он всё понимал, хотя вряд ли мог об этом рассказать. Пожалуй, в нём ещё жила надежда, что кто-нибудь придёт и спасёт его. Все мы смертны. И наша смерть тоже. Возможно, именно это чувство привело его к самоубийству. Я не думаю, что он действительно был счастлив — скорее, в нём жило какое-то смутное знание, что после смерти его ожидает нечто вроде неземного блаженства. Как он выглядел? Лицо его было плоским, а глаза — закрытыми. На нём был обычный наряд из мягкой серой ткани, поверх которой была надета короткая шерстяная туника. Некоторые утверждали, что эту тунику он носил очень давно. Одежду я видела: синяя, расшитая золотой нитью. Вот, пожалуй, и всё.
Кто знает, может, я тоже была на его похоронах. Но я была не одна. Я видела множество людей. Под конец его провожала почти вся улица. Рядом шёл Ромул. Обычно я останавливалась и подбегала к могиле, чтобы посмотреть на него. Он был одет в тунику коричневого цвета с золотым узором. Такие туники носят боги и богини. Странно — никто не догадался привезти ему погребальный наряд. Наверное, даже в Риме не нашлось богатых клиентов. Потом гроб закрыли. По обычаю, при этом поднимают камни над землёй. Но никто не услышал моего плача — все были слишком заняты происходящим. Мне стало интересно, что происходит с плугом, которым он правил. Поэтому я подошла и посмотрела — на плуге сидела маленькая собачка. Я подошла к ней и погладила — на меня зашипели и оскалили зубы. Я рассердилась — дёрнула за поводок и дёрнула ещё раз — собачка бросилась на меня, стала лаять и кусать. Тогда я убежала. А Ромул стоял над гробом и пел грустную песню… Не помню слов — помню только, что песня была про какую-то неблагодарную собачку, которая его укусила… Этот человек был моим любимым богом. Больше я ничего не помню.
Меня нашли утром, когда рабочие ещё увозили лопатами землю. Я была вся в грязи и крови. От меня пахло, как от собаки. Все решили, что меня укусила собака. Но на моём месте была собачка, которая меня укусила. А я не собиралась никого кусать.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.