Спектральная рифма
25 Май 2015 No Comments
рубрика: Публицистика Все произведения: Ортхэннер
Введение к спектральной рифме
Есть у Артюра Рембо замечательный и ни на что не похожий по своей оригинальности сонет под названием «Гласные» (его ещё называют «цветным» сонетом), где каждая гласная отождествляется с определённым цветом, вещью, её признаками и т. д.:
Гласные
Артюр Рембо
А — черно, бело — Е, У — зелено, О — сине,
И — красно… Я хочу открыть рождение гласных.
А — траурный корсет под стаей мух ужасных,
Роящихся вокруг как в падали иль в тине,
Мир мрака; Е — покой тумана над пустыней,
Дрожание цветов, взлёт ледников опасных.
И — пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных
В их ярости иль в их безумье пред святыней.
У — дивные круги морей зеленоватых,
Луг, пёстрый от зверья, покой морщин, измятых
Алхимией на лбах задумчивых людей.
О — звона медного глухое окончанье,
Кометой, ангелом пронзённое молчанье,
Омега, луч Ее сиреневых очей.
(Пер. Н. Гумилёва)
Но если цвета можно соотносить со звуками и свойствами предметов, почему бы не попробовать проделать то же с интонационной окраской произведения?
Вот и мне пришла в голову мысль показать, как цвета – весь цветовой спектр – может быть раскрыт через интонацию. Не встретив ничего подобного у кого-либо до меня, я осмелилась утвердить за собой право на это странное изобретение, назвав его спектральной рифмой.
Спектральная рифма – что это такое?
Как известно, спектр [<лат. spectrum – видимое, видение] – совокупность всех значений какой-либо величины, характеризующей систему или процесс*. Хотя это термин в первую очередь физический, он имеет непосредственное отношение к определению нижеописанного вида рифмовки, так как, результат нельзя представить, не имея перед глазами всего произведения, в котором использован приём спектральной рифмы. Дело в том, что жизнь спектру в данном случае даёт строфа, стоящая посередине, например, 3-я из 5, 4-я из 7 и так далее – при нечётном количестве строф в стихотворении; 2-я половина 2-й строфы + 1-я половина 3-й строфы с общим количеством строф – 4 и пятистрочным их построением – при чётном кол-ве строф в стихотворении. Возможны и другие варианты, однако неизменным условием остаётся симметричность, т. к. середина, являющаяся ключом к схеме спектральной рифмы, одинаково работает как на 1-ю, так и на 2-ю половину стихотворения, делясь соответственно на части. Эти части повторяются, чередуясь со строками, не задействованными в спектральной рифме, и также делятся на ещё меньшие части, вплоть до одной-единственной строки, находящейся, как правило, в первой и последней строфах. Вторая и предпоследняя строфы могут содержать уже по две следующих строки ключа и так далее; интенсивность рефрена возрастает по мере приближения к центру, как от начала, так и от конца произведения. Ключ задаёт эмоциональную окраску – как в переносном, так и в буквальном смысле, а его расходящиеся «лучи», то есть отдельные строки, за счёт повторов обретающие эффект «свечения», постепенно перемешиваются с «цветами» свободных строк и строф, приобретая тот или иной оттенок, в зависимости от содержания, и рождают такие цвета, которые неподвластны зрительному восприятию человека и существуют лишь в нашем воображении.
Влияние на ритмику и темп стиха
В зависимости от стихотворного размера спектральная рифма облегчает или утяжеляет ритмическое восприятие произведения. Сложные и приглашающие к неспешному, подробному повествованию размеры, будучи совмещены со спектральной рифмой, заставляют стихотворение звучать медленно и торжественно, удерживая долготу в ежовых рукавицах, – то, что в музыке стало бы largo, lento, adagio, к началу и концу переходя в allegro, vivo, presto, в середине превращаясь вmoderato или andante. moderato, и, наоборот, – простые, особенно двусложные, – подобны
Влияние на содержание и смысл
Ничем не проявляя себя в начале, спектральная рифма внезапно начинает звучать, приблизившись к кульминации; затем постепенно стихает, удаляясь и прекращая своё существование: словно, не меняя скорости, сжали и отпустили пружину. Ход мысли замедляется, вибрации понижаются до необычного уровня, подсознательное выступает на первый план. Угрюмые размышления, меланхоличные ноты, ностальгические воспоминания, – всё, что вынуждает звучать самые потаённые и болезненные струны человеческой души, – как нельзя лучше может быть передано через спектральную рифму. Этот рефрен действует на нервы.
Классическая спектральная рифма
Схема построения: в середине – ключ. 1-я половина ключа используется в первой половине стихотворения, 2-я – аналогично для второй. Присутствуют свободные строки, то есть, не включённые в спектральную рифму.
Пример:
********
********
********
********B
********
********
********B
********A (ключ – кульминация)
********B
********
********
********B
********
********
********
Спектральная рифма в перспективе
Одновременно со спектральной рифмой используется приём графической, линейной перспективы, как если бы перед нами была картина, дающая понятие об уходящем вдаль и вглубь изображения пространстве. Но и перспектива при этом – также симметрична.
Стихотворение, таким образом, попадает в разряд фигурных, чисто декоративных.
Пример:
***************** C
*****************
***************** C
*************
************* B
*************
*********C
******** B
***** A
*********
*********
*************
************* B
*************
**************** C
****************
**************** C
Абсолютная спектральная рифма
Вариант, при котором стихотворение целиком состоит из спектральной рифмы, то есть, нет даже и пары строк, не задействованных в схеме.
Пример:
******E
******D
******C
******B
******A
******A
******B
******C
******D
******E
Абсолютная спектральная рифма в перспективе
Исключительно декоративная форма.
В одно и то же время задействованы схема спектральной рифмы, её абсолютная разновидность и линейная перспектива, зеркально отражённая во 2-й половине стихотворения.
Пример:
Песочные часы
В них – размыто-жёлтое старенье. |
******************************J |
Шероховатое сопенье |
*******************I |
Заклиная ускореньем, |
*****************H |
Самих себя ждут пени, |
***************G |
Жестом полутени |
*************F |
Кричат о тлене. |
***********E |
Страшно в пене |
*********D |
Терпенье. |
*******C |
В мене, |
*****B |
Не |
***A |
В мене |
*****B |
Терпенье, |
*******C |
Страшно в пене; |
*********D |
Кричат о тлене |
***********E |
Жестом полутени, |
*************F |
Самих себя ждут пени, |
***************G |
Заклиная ускореньем |
*****************H |
Шероховатое сопенье. |
*******************I |
В них – размыто-жёлтое старенье. |
*******************************J |
Ссылки:
- М. Л. Гаспаров. Поэтика Серебряного века. М., «Дрофа», 2008 г., переизданное
- Л. А. Трубина. Литература как искусство слова. М., «Мнемозина», 2007 г.
- Н. П. Великанова. Поэзия и проза Серебряного века. М., «Мнемозина», 2009г.
- В. В. Агеносов. Русская литература XX века. М., «Дрофа», 2007 г.
- Словарь литературоведческих терминов. М., «Просвещение», 2010 г.
- Т. Скоренко. Теория стихосложения. М., «Сириус», 2012 г.
- Словарь иностранных слов.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.