О метаморфозах и людях

Посвящается всем тем, кто приходит и уходит, оставляя после себя целую историю, и тем, кто помогает человеку взрослеть и находить свою опору в жизни.

Запись первая. О прологе и эпитетах

В каждой истории есть своё вступление. Будь то краткая аннотация или первая глава, где нас знакомят с героями, с которыми нам ещё предстоит встретиться в дальнейшем. Как однажды мне приходилось читать критические заметки в отношении книг и их содержания, работа автора без какого-либо должного вступления похожа на неотёсанный булыжник, портящий всё качество произведения. Витиеватостью слов, лёгкой интригой и тайной, способной заинтересовать читателя, писатель должен обладать и уметь в совершенстве подать свой труд на суд немого зрителя. Мне бы тоже хотелось сделать небольшое отступление перед главным содержанием, чтобы прояснить: откуда же истоки всего, что приходило мне в голову и необъятным потоком выливалось на страницы, превращаясь в буквы, а буквы, отдельные единицы от полной фразы, — в слова?

*

Находясь в обществе, человек часто задумывается о том, что и кто его окружает. Подобные мысли появляются далеко не сразу: лишь преодолев порог беззаботности и безнаказанности, постепенно взрослея физически и духовно, люди начинают подмечать вещи, которые, быть может, принимали всегда за должное. Этот период называют «подростковым». Крушение идеалов, основ, первые проявления собственного «я», — это всё соотносят с «взрослением», с переходом от времени детства к миру «больших взрослых». Когда я задумываюсь об этом, мне всегда представляется картинка с «умными взрослыми», которые со всей серьёзностью кивают головой, мол, «всё-правильно-всё-так-и-должно-быть», но при этом не все «умные взрослые» считают полноценными личностями подростков. В обществе появился такой стереотип, что «полувзрослые» не могут иметь правильного мнения, правильных мыслей, что все поголовно страдают максимализмом и в целом похожи на глупых и неразумных существ. Это, конечно, немного преувеличенно, но в жизни я часто сталкивалась с живыми примерами подобного отношения. И я считаю такое отношение неправильным. Мне не раз приходилось видеть подростков лет 15-16, которые излагали свои мысли так, как может не каждый взрослый. Но и общество «повзрослевших людей» тоже далеко не безгрешно. Прежде всего, это проблема безграмотности и необразованности. Мне больно смотреть на банальные ошибки в простейших словах, которые с усердием и особым прилежанием допускают, не говоря уже о пунктуации и логике фраз.

Подростков часто не принимают всерьёз. Новости, СМИ и разного рода телепередачи с радостью ищут для своих программ истории с самоубийствами, с проявлением насилия, с жестокостью и так далее, но никогда не пытаются исправить то, что послужило причиной всему вышесказанному. «Ни для кого это не станет новостью. Все почему-то любят копаться в последствиях, но вот причины — причины почти никому не интересны», — сказал как-то один человек, и я с ним полностью соглашусь.

Итак, находясь в обществе, которое полно стереотипов и недостатка уважения к личности, волей-неволей начинаешь задумываться буквально обо всём. Лично меня всегда больше всего интересовал вопрос о людях и обществе. Что движет человеком, что является главным двигателем общества — я пытаюсь дать ответы на собственные вопросы, пытаюсь найти правду, горькую истину в своём первозданном состоянии. Я делаю выводы, смотрю, вижу, читаю. А всё вкупе постепенно образовывает собственные мысли, мысли выливаются в напечатанные слова, слова — в фразы, а фразы, в свою очередь, рождают произведения, одно из которых под моим авторством мне бы и хотелось представить — «О метаморфозах и людях» или о том, какие изменения происходят в человеке и обществе.

Запись вторая. О детстве и малом социуме

— Ты не плачешь, потому что ты взрослый? — удивлённо спросила девочка у мальчика.
— Конечно, — горделиво ответил тот. — Плачут только маленькие, а я теперь — взрослый. Как сама вырастешь — поймёшь.
«Вот бы побыстрее стать взрослой…» — восхищённо подумала девочка.

Детство. Столько разных эпитетов и крылатых выражений подбирают к этому слову, вкладывая заслуженно и незаслуженно в него некий светлый, добрый смысл. А как оно на самом деле?

Детство — это то время, когда родители отпускают своё маленькое чадо из уютного гнезда в мир самого первого общества — в детский сад, например. Таким образом, они приучают ребёнка взаимодействовать с другими ребятами, познавать самые-самые первые истины, находить детей своего круга, правильно дружить и общаться. Кто-то после будет вспоминать этот период счастливым и светлым, кто-то — страшным и несправедливым. Дети в школах будут мечтать о послеобеденном сне и, в большей степени, о вседозволенности в поведении без строгих правил и уставов. Притом диктованной не одной только специальной бумагой, но и окружением. Ты можешь плакать — тебя не осудят. Ты можешь шалить — тебя наругают, но простят. Ты также можешь проявить себя в роли маленького бизнесмена — обменять свою игрушку на другую у твоего друга. Да даже в роли будущего семьянина: жениться или выйти замуж за красивую одногруппницу или одногруппника — познать все тяготы сложной семейной жизни…

Детство для каждого неоднозначно. Нельзя с точностью сказать, какое оно: хорошее ли, плохое ли. Стоит хотя бы вспомнить детей в других странах: детский труд, нищета, бремя для маленьких девочек, вынужденных очень рано выходить замуж за зрелых мужчин. Или вспомнить о детских домах, которые наблюдаются в каждой развитой стране. Есть ли у таких детей детство как таковое? Судить сложно. Нельзя также забывать о неблагополучных семьях, об отношении родителей к своему ребёнку, — это тоже является немаловажным фактором формирования личности.

Социализируясь, маленький человек уже становится частью общества. Ребята во дворе, в детском саду — малые социальные группы, в каждой из которых свои порядки. С этими порядками приходится мириться, ведь в ином случае ребёнок может стать предметом насмешек, показателем плохого отношения к себе. Дети, несмотря на малый возраст, научились понимать сей факт, поскольку, в противовес распространённому мнению, «маленькие люди» далеко не глупые или слепые: они понимают, возможно, немного по-другому, нежели «взрослый человек», но всё-таки осознают. Родители иногда об этом забывают, делая прямо на глазах ребёнка то, что разумному родителю делать бы не стоило, и это приводит к достаточно пагубным последствиям для неокрепшего ума.

Существуют книги, очень ярко отражающие факторы и среду формирования той или иной личности. Знаете ли вы, что причины злобных деяний преступников часто кроются именно в детстве? Преступники, чьи имена в своё время заставляли дрожать от страха, ведь тоже когда-то были маленькими несмышлёнышами. Кому-то не повезло с матерью, кому-то — с отцом, одноклассниками, — таких примеров не один и не два: они исчисляются сотнями, тысячами… Просто представьте, как всего лишь за несколько тысяч километров от вас страдает ребёнок: впоследствии он превратится в убийцу, ненавидящего человечество, неуловимый «Мистер X», от упоминания которого будет стынуть кровь в жилах. Это страшно. Это зло, появляющееся на свет от руки человека, от желаний человека, от действий человека. Как можно восхвалять добро, если мы сами же его и губим? Почему наш цинизм и эгоизм стоит выше человеческих чувств? Это тот вопрос, на который многие не могут дать ответа, просто потому что не хотят на него отвечать.

Ребёнок — весьма хрупкое создание. Его легко направить на неверный путь. Он слаб, но приспосабливается всегда как может, как понимает. Если родители не смогли научить ребёнка любить, творить добро, помогать просящим, не проследили за его взрослением, — им не стоит удивляться в будущем, почему их дети стали такими бесчеловечными. Каждому родителю стоит уделять внимание своему чаду и помнить, что корни поведения индивидуума чаще всего растут именно из детства.

Запись третья. О первой школе и юности

— А у нас в квартире
газ!
А у вас?
— А у нас водопровод!
Вот!
— А из нашего окна
Площадь Красная
видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко!
С. Михалков «А что у вас?»

Радостными возгласами, ещё не зная, что ждёт их впереди, дети врывались в школу. За ними в том же темпе с букетом цветов поспевали родители, и стоит отметить, что и те, и сами первоклассники были одеты необычайно красиво, как всегда это бывает на 1 сентября: строгая чёрная форма, белая рубашка со всевозможными рюшечками, бантиками, и так до бесконечности, либо же без них, но это скорее относилось к самим родителям, нежели к их детям. Дети же, в свою очередь, были взбудоражены и напоминали бы радостные попрыгунчики, если бы не их «мама-папа-дедушка-бабушка-тётя-дядя-и-чей-то-родственник», постоянно одёргивающие своё непослушное чадо. Вот где-то заплачет ребёнок — испугался толпы и общего шума, наверное. Рядом с ним уже стоят утешители, а минут через пять он снова вольётся в общий ритм радости и праздного любопытства. И вот они все стоят одним длинным рядом, смотрят друг на друга, на тех, с кем им предстоит несколько лет учиться. Родители фотографируют их издалека, думая: «А ведь ещё совсем недавно они пошли в детский сад… Как же быстро летит время». И эта лёгкая грусть не в силах перебороть гордость родителя, не может опечалить этот знаменательный день: сегодня их ребёнок стал школьником. Сами же школьники смотрят на «взрослых детей», то есть, старшеклассников напротив, искренне недоумевая, почему те так сильно не радуются этому солнечному, замечательному и прекрасному дню? Они замирают в ожидании, волнуются, когда мимо пройдёт длинный-длинный мальчик с маленькой-маленькой девочкой и дадут первый звонок в их жизни.

Старшеклассники же, стоя напротив них, на расстоянии нескольких метров, чуть посмеиваются: «Эх, ребятки, радуйтесь этой сказке, запоминайте этот день, пока он не стал ежегодной обязанностью, означающей конец отдыха и каникул…».

*

Детство не кончается, когда ребёнок заканчивает детский сад и идёт в школу. Детство продолжается. Юности время ещё не закончено, однако появляются новые правила, более строгие и подразумевающие дисциплину, прописанную в уставе школы. Но почему-то воспоминания о первом классе даже сейчас навевают лёгкую ностальгию, и, думаю, это оттого, что через каких-то два с небольшим года я достигну возраста, когда человек признаётся полноценным членом общества, который должен продолжить своё обучение в высшем учебном заведении, потом устроиться на работу… Детство окончательно канет в воспоминания, максимализм уступит место рационализму, порог совершеннолетия будет пройден. Признаюсь, это немного страшно. Как страшно всё неизведанное, далёкое, но и одновременно катастрофически близкое. Я не могу точно вспомнить все даты и события, но первый класс помнится мне отдельными яркими картинками, на которых изображены мои одноклассники, ныне либо ушедшие в другой класс, либо же в другую школу, переехавшие в другой город; мне вспоминается мой первый учитель, родители, которые ждали меня возле школы; мне вспоминается первая «лучшая» подруга, которая теперь просто «хорошая одноклассница». Мне вспоминается… я. Эта девочка, наивная, глуповатая и добрая, которой пока не интересны вопросы ни о людях, ни об обществе. Мне вспоминается время, когда всё начало меняться: первые предательства, ложь, обман. Не передать чувств, которые обуревают меня: все они напоминают нескончаемый горько-сладкий поток, состоящий из воспоминаний, событий и имён тех, кто так или иначе изменил меня. За это им не скажешь «спасибо», но и лелеять в своём сердце удушающую своей чернотой ненависть я никогда не стану. Ненависть не приносит ничего хорошего. Она просто постепенно сводит человека с ума.

Нужно уметь пользоваться своим детством, даже находясь в начальной школе. Это то время, где самое серьёзное правило — учись, умножай, вычитай, складывай, дели. Веселись, улыбайся, смейся, совершай глупости — пока ты ребёнок, — вздохнув, взрослые тебя простят.

Не думай о серьёзных философских вещах — они тебе пока не нужны. Делай то, что получается у тебя лучше всего — играй в детство.

Запись четвёртая. О школе и подростках

Homo homini lupus est.
Человек человеку волк.
Ли Виксен «Охотник на волков»

Переходя в пятый класс, заканчивая начальную школу, маленький человек уже начинает терять детские черты: они уступают место поведению, которое ближе к подростковому. Ребёнок, нет, скорее «полуподросток», стремится доказать свою значимость и то, что он уже «полноправный взрослый». Это перемежается с частицами всё ещё детских взглядов, и получается дикая, неуправляемая смесь. И тут стоит пожелать лишь искреннего терпения тем, кто пытается эту «смесь» обуздать.

Нельзя сказать, что «полуподростки», сохраняя доли ребячества, продолжают вести себя так же, как и в начальной школе. Признаться честно, период пятых-шестых классов никогда не был моим любимым. Да и сейчас, вспоминая себя в ту пору, становится стыдно за собственное поведение, когда понимаю, как сильно я и дети моего возраста перегибали палку по отношению друг к другу.

Наверное, есть то, что я особо не люблю в этот период, — двуличность. Она, конечно, присутствует на многих этапах развития человека, но всё же именно в это время двуличность у многих буквально достигает своего апогея. «Полуподростки», пользуясь тем, что их всё ещё считают неразумными детьми, творят за спиной взрослых порой просто омерзительные вещи. И более всего встречает моё негодование тот факт, когда взрослые им безоговорочно верят, стоит тем ткнуть пальцем в «виновного» и горестно заплакать крокодильими слезами.

С каждым годом «новое поколение» меняется. Всё чаще я сталкиваюсь с неуважением, оскорблениями, нецензурной лексикой и многим-многим другим, произносимым устами пятиклассников, шестиклассников, из раза в раз приобретающим всё более ужасающие формы. Однажды, стоя неподалёку от скопления «полуподростков», за которыми не следили взрослые, я увидела нечто, отчасти потрясшее меня: в этих маленьких людях было столько жестокости, столько какого-то весёлого садизма по отношению к своим же ровесникам, что это вызвало оторопь. Тогда я словно увидела каких-то нелюдей: в их движениях присутствовало что-то нечеловеческое, такое, что можно сравнить лишь со звериным, с животным. И особенно запомнился взгляд самой маленькой девочки: такой злой, свирепый, ненавидящий…

Мне становится грустно за этих детей. И ещё больше — за их родителей. И это даже не возмущённый возглас «Куда они только смотрят!», нет. Дети — это зеркало поведения своих мам и пап; это зеркало отношения к ним. Когда я иду по улице, мой взгляд часто зацепляется за молодых мам с колясками, чьи лица всё ещё хранят незрелость. Я вижу отцов их детей — таких же молодых, совсем недавно окончивших школу. И этого не понимаю. Что может такой родитель дать своему ребёнку? Что будет делать ребёнок, когда его родители вспомнят, как они молоды и не познали всех прелестей жизни? Почему в обществе крепко сложилась мысль, что главное в жизни девушки — родить? Или почему нас многие забывают научить планировать свою жизнь и не совершать глупых, необдуманных поступков? Мне кажется, прежде, чем заводить детей, нужно получить полное образование, найти постоянное место работы с хорошим заработком, купить квартиру, устроить личную жизнь, дать волю своим желаниям, устремлениям, — только после этого жениться, выходить замуж, рожать и так далее, когда ты уже сформирован как полноценная и успешная личность.

Отучившись в пятом и шестом классе, подросток переходит в седьмой, затем в восьмой и девятый. Мне бы хотелось совсем немного написать о девятом как завершающим порог средней школы.

На данном этапе, заканчивая учебный год, я собираюсь поступать в десятый класс. Оглядываясь назад, я вижу, как менялись люди вокруг меня, как менялась я, как все мы узнавали для себя что-то новое, разочаровывались и верили, смотрели и судили, были судимыми и оправданными. Всего не счесть. Отпускали и находили, теряли и создавали, — мы постепенно прощаемся с детством, как бы это не было печально. Когда я только перешла в среднюю школу, у меня вызвала недоумение традиция делать в конце года для одиннадцатиклассников «день детства». Этот сумасшедший день, где взрослые парни и девушки одеваются в детские костюмы и бегают с дикими воплями по школе с водяными пистолетами. Лишь став старше, понимаешь его суть: она в тёплой ностальгии и грустном «прощай». Не успею оглянуться, как сама стану так же резво бегать, совершая благое правосудие над «провинившимися»…

В девятом классе нельзя сказать, что подростки становятся тихими и примерными: они как неуправляемая стихия, которую учителя-родители-кудесники пытаются остановить. Но где уж там! Ведь стихия неподвластна роду человеческому с его скучными законами и порядками. Стихия сама диктует правила (хотя их в большинстве случаев никто не слушает).

Говорят, что людям свойственно меняться.

Но я не знаю, произойдёт ли это со мной в последующие два года.

Я не знаю, случиться ли за эти два года что-то важное, навсегда изменившее мою судьбу.

Но, знаете, я надеюсь, что всё свершившееся обязательно будет к лучшему.

Запись пятая, заключительная. О странном и неизведанном

Всё умирает на земле и в море,
Но человек суровей осуждён:
Он должен знать о смертном приговоре,
Подписанном, когда он был рождён.
Но, сознавая жизни быстротечность,
Он так живёт — наперекор всему, —
Как будто жить рассчитывает вечность,
И этот мир принадлежит ему
С. Маршак

Однажды настанет время, когда двери одного из высших учебных заведений раскроются, отпуская своих выпускников покорять новые вершины. Однажды рядом с этими выпускниками встану и я, и мои одноклассники, и все, с кем мне довелось общаться. Мы станем песчинкой в огромном, как океан, мире, станем полноценными гражданами своей страны. Что нас ждёт — прикрыто завесой тайны, ведь человек сам творит свою судьбу.

На протяжении всей моей работы я неоднократно упоминала понятие «общество». Но как я понимаю этот термин?

Общество — это то, что нас окружает. Как окружают нас растения и другие естественные элементы, в совокупности образующие природу, которая, соответственно, окружает людей на нашей планете. Только в нашем случае составляющей являются люди, среда, в которой мы живём. В дикой природе подобное называется «естественная среда обитания».

За весь мой пятнадцатилетний (почти шестнадцатилетний) опыт моё суждение об обществе неоднократно менялось. В лучшую, в худшую сторону. Сейчас же я пришла к выводу, что судить общество в одном из двух контекстов — хорошее или плохое — невозможно. Потому как общество — целое из составляющих, каждое из которых индивидуально — то есть, состоит из множества неповторимых личностей со своими недостатками и плюсами. Что плюс, что недостаток — есть дело отдельное. Один человек убивает, второй — созидает, третий — потребляет. И так до бесконечности.

Если объединить всё вышесказанное, то получится, что я отношусь к обществу как к чему-то, что может каждое мгновение меняться. И, в целом, в нём всё чаще собираются обширные «группы», которые порождают не самое верное мнение и распространяют его. Простым языком это называется «стадным инстинктом»: обесценивается уникальность личности с её собственным смелым мнением, теперь она становится кривой копией кого-то, а тот — кривой копией кого-то третьего. «Шаблонность», очень нелюбимая мною.

Также одной из самых распространённых черт нашего общества является осуждение. Например, неприязнь верующих к атеистам и наоборот. А сколько войн и распрей зарождалось на этой почве — не счесть. В этом проявляется наша истинная эгоистичная натура: «Всё, что делаю я — неоспоримо и правильно». Это даже не проблема, нет. Это, к большому сожалению, то, с чем рождается человек и с чем умирает: его истинная сущность. В одной из трактовок понятия «человек» присутствует такое краткое и точное определение: человек — это социальное животное. Самое прозаичное состоит в том, что люди, кто выбрал правдивую модель поведения, не скрывающую пороков, интенсивно осуждаются теми, кто более «социален» и лжив.

Вторая составляющая общества, угнетающая меня, — склонность к патриархальному строю. Где женщина должна блюсти покорность, скромность, кротость, в то время как некоторые «мужи Отечества» пользуются этим и живут, и ведут себя так, как может, наверное, не каждый истинно зверь. Отсюда и появляются ярлыки «жирная», «тощая», «тупая» и тому подобное. При всём видимом равноправии женщину часто ставят на ступень ниже, зарождают в ней комплексы, а при попытке смело заявить о себе появляется осуждение и пренебрежение.

Когда-то давно люди смотрели в небо и мечтали летать. Когда они полетели, им захотелось покорить Космос. Когда Космос был покорён — они стали развивать оружие, которое наводило бы страх на другие народы. Нам всегда мало того, что мы имеем. Гонимся за иллюзиями, за мечтами, за властью над себе подобными. Истина людей — это их жадность и алчность. Не могут сильные чувства сводить нас с ума так, как это делают деньги, много денег, появившихся за короткий срок. Мы расточительны — и вместе с тем хотим больше, больше и больше, в конечном итоге просто теряя всякую человечность.

Потерявший человечность и ослеплённый жаждой наживы человек становится преступником. Он теряет грань дозволенного, полагая, что в мире всё можно уладить за деньги. И это уже в самом прямом смысле не человек, а только его жалкая оболочка.

*

Как и в дикой природе, люди борются за выживание и своё «место под солнцем». Они меняются до неузнаваемости в течение всей своей жизни. Кто-то предпочитает жить спокойно и шаблонно, кто-то — вопреки всем стереотипам и в постоянном движении.

Мир не без хороших людей, как и не без плохих. Но без зла не было бы добра, а без добра — зла. Мы можем плакать, обижаться и кричать о несовершенстве мира, а можем стать сильными. Мы носим маски, сотни, тысячи масок каждый день. Наша жизнь — вечная борьба. Снимая «розовые очки», принимая реалии такими, какие они есть, мы сможем выжить.

Наша жизнь — непредсказуемая игра.

Но знаете, я всё-таки люблю этот праведный и порочный, добрый и злой, справедливый и жестокий, этот прекрасный, таинственный мир.

 

Назад Вперёд

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.